Общественное обсуждение

Основы государственной культурной политики

Оглавление

8. Практическое обеспечение равных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на свободное творчество, занятие культурной деятельностью, на пользование учреждениями и благами культуры.

Замечания и предложения к части 8 (34)

Добавить
Одной из самых сложных для практического решения задач государственной культурной политики в России является преодоление территориального и социального неравенства граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности. Огромная территория России, неравномерность социально-экономического развития регионов, неразвитая инфраструктура культуры в масштабах страны определяет и масштаб проблем на пути полного обеспечения конституционных прав граждан в сфере культуры. Появившиеся в последние годы представления о том, что эту проблему можно в полной мере решить, организовав «удаленный доступ» к культурным ценностям посредством сети Интернет, являются не более чем заблуждением. Научиться видеть и понимать живопись можно только в музее или выставочном зале перед реальным полотном. Никакая самая качественная звуковоспроизводящая аппаратура не позволит ощутить то, что чувствует сидящий в концертном зале или в оперном театре, слыша «живой» звук оркестра, инструмента, голоса. Технические средства и технологии создают условия для широкого распространения информации, помогают в образовании, воспитании, просвещении, но не в состоянии заменить непосредственный контакт человека с произведением искусства.
Задача создания на пространстве нашей страны существенно большего числа качественных театральных, концертных, музейно-выставочных залов, организация активной гастрольной и выставочной деятельности, обеспеченной всеми необходимыми условиями и гарантиями, остается более чем актуальной. Сближение уровней культурного развития различных регионов страны и создание равных для всех граждан возможностей доступа к культурным ценностям, участию в культурной деятельности и пользованию учреждениями культуры должно в полной мере учитывать региональные, национальные, этнокультурные особенности различных регионов России.
Также необходимо выработать и реализовать такие формы поддержки, которые позволят жителям малых и средних городов, сельских поселений посещать эти спектакли, концерты и выставки, получить возможность доступа к лучшим образцам профессионального искусства. Благоприятная, комфортная культурная среда малых городов позволит снизить отток их населения, сделать жизнь в них привлекательной для молодых граждан.

(0)

Замечания и предложения к части 8 (34)

Добавить
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 23:20

    Сближение уровней культурного развития различных регионов страны и создание равных для всех граждан возможностей доступа к культурным ценностям, участию в культурной деятельности и пользованию учреждениями культуры должно в полной мере учитывать региональные, национальные, этнокультурные особенности различных регионов России. Понятно, что реализация конституционного права доступа к культурным ценностям напрямую связана с проблемой знания языка искусства.

    +0
  • Кушнир Михаил Борисович, 30 сентября, 23:19

    Технические средства и технологии создают условия для широкого распространения информации, помогают в образовании, воспитании, просвещении, но не в состоянии заменить непосредственный контакт человека с произведением искусства. Более того, значение непосредственного контакта означает для реального владения языком искусства живописи – умение рисовать, языком музыки - умение петь и играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, знание музыкальной грамоты.

    +0
  • Петр Севастьянов, 29 сентября, 14:05

    Благоприятная, комфортная культурная среда малых городов позволит снизить отток их населения, сделать жизнь в них привлекательной для молодых граждан.

    Нынешнее поколение помещено на материальных благах, увы, в одиночку комфортная среда не снизит отток населения, нужно комплексное решение, надо дать возможность молодежи для самореализации, роста в профессиональном и культурном плане, объяснить истинные ценности.

    +0
  • Ярослав Мельничук, 29 сентября, 13:57

    Также необходимо выработать и реализовать такие формы поддержки, которые позволят жителям малых и средних городов, сельских поселений посещать эти спектакли, концерты и выставки, получить возможность доступа к лучшим образцам профессионального искусства.

    Приведите, пожалуйста, несколько примеров организации доступа. Мне пришло в голову создание социально-культурных центров, модернизация технического оснащения существующих центров, гастроли и передвижные выставки.

    +0
  • Ярослав Мельничук, 29 сентября, 13:56

    Никакая самая качественная звуковоспроизводящая аппаратура не позволит ощутить то, что чувствует сидящий в концертном зале или в оперном театре, слыша «живой» звук оркестра, инструмента, голоса.

    Тогда как обеспечить всех граждан возможностью побывать в концертном зале или оперном театре?

    +0
  • Наталья Красавцева, 29 сентября, 13:50

    Сближение уровней культурного развития различных регионов страны и создание равных для всех граждан возможностей доступа к культурным ценностям, участию в культурной деятельности и пользованию учреждениями культуры должно в полной мере учитывать региональные, национальные, этнокультурные особенности различных регионов России.

    Уравнивание культурного развития ...

    +0
  • Наталья Красавцева, 29 сентября, 13:49

    Огромная территория России, неравномерность социально-экономического развития регионов, неразвитая инфраструктура культуры в масштабах страны определяет и масштаб проблем на пути полного обеспечения конституционных прав граждан в сфере культуры.

    Огромная территория России, неравномерность социально-экономического развития регионов, неразвитая инфраструктура культуры в РАЗРЕЗЕ страны определяет масштаб проблем на пути полного обеспечения конституционных прав граждан в сфере культуры.

    Разобрались с дублем масштаба и убираем союз "И".

    +0
  • Наталья Красавцева, 29 сентября, 13:47

    Задача создания на пространстве нашей страны существенно большего числа качественных театральных, концертных, музейно-выставочных залов, организация активной гастрольной и выставочной деятельности, обеспеченной всеми необходимыми условиями и гарантиями, остается более чем актуальной.

    Данная задача существует уже много лет и решаться она будет еще очень долго, нужно смотреть в будущее и подходить к ее решению как с традиционной стороны (глобальная стройка), так и с современной (глобальная сеть интернет). В интернете огромные масштабы и коллосальные возможности, при значительно меньших затратах чем у строительства.

    +0
  • Вероника С., 29 сентября, 13:10

    Научиться видеть и понимать живопись можно только в музее или выставочном зале перед реальным полотном.

    Да, видеть и понимать на расстоянии немыслимо, но предоставив человеку возможность хотя бы взглянуть на полотно, будь то журнал или интернет, мы можем пробудить в нем желании узнать об этом больше.

    +0
  • Вероника С., 29 сентября, 13:09

    Одной из самых сложных для практического решения задач государственной культурной политики в России является преодоление территориального и социального неравенства граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности.

    Берите пример с Почты России, ей это удалось, спасибо единому почтовому тарифу!

    +0
  • Медников Андрей, 29 сентября, 12:56

    Научиться видеть и понимать живопись можно только в музее или выставочном зале перед реальным полотном.

    Но открыть в каждом городе и селе музей живописи нереально, пусть будет хотя бы такая возможность, это хоть как-то обеспечивает равноправие, гарантированное конституцией Российской Федерации.

    +0
  • Медников Андрей, 29 сентября, 12:48

    Одной из самых сложных для практического решения задач государственной культурной политики в России является преодоление территориального и социального неравенства граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности.

    ... и участие в культурной деятельности, люди со всех уголков страны должны иметь равные возможности.

    +0
  • Ольга Саксонова, 29 сентября, 12:42

    Научиться видеть и понимать живопись можно только в музее или выставочном зале перед реальным полотном.

    А что если я нахожусь в регионе, где в радиусе тысяч километров нет ни одного шедевра живописи, что мне теперь умереть так и не увидев прекрасного?

    +0
  • Ольга Саксонова, 29 сентября, 12:40

    Одной из самых сложных для практического решения задач государственной культурной политики в России является преодоление территориального и социального неравенства граждан при реализации права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной деятельности.

    Пути решения данной проблемы будут найдены в кратчайшие сроки, если благосостояние всего общества будет определяться по уровню культуры в худшей социальной группе.

    +0
  • Александра Лиянова, 29 сентября, 12:34

    В заголовке свободное творчество слишком общирное понятие, оно не должно выходить за рамки культуры. Лучше сказать "на самостоятельное творчество".

    +0
  • Михаил, 29 сентября, 10:09

    Огромная территория России, неравномерность социально-экономического развития регионов, неразвитая инфраструктура культуры в масштабах страны определяет и масштаб проблем на пути полного обеспечения конституционных прав граждан в сфере культуры.

    ... инфраструктура культуры в масштабах страны определяет размах проблем на пути полного обеспечения конституционных прав ...

    +1
  • Святослав Тяпунов, 29 сентября, 09:35

    Технические средства и технологии создают условия для широкого распространения информации, помогают в образовании, воспитании, просвещении, но не в состоянии заменить непосредственный контакт человека с произведением искусства.

    Я уверен, что технические средства и технологии создавались не с целью заменить непосредственный контакт, а с целью предоставить людям возможность познакомиться с произведением искусства, независимо от их социального статуса или территориально положения.

    +1
  • Элла, 29 сентября, 08:43

    Появившиеся в последние годы представления о том, что эту проблему можно в полной мере решить, организовав «удаленный доступ» к культурным ценностям посредством сети Интернет, являются не более чем заблуждением.

    Возможно в этом есть доля заблуждения, но лишь в том, что на 100% эту проблему данная мера не решит, но на 90-95% справится с ней, почему бы не попробовать.

    +1
  • Леонид Вельский, 28 сентября, 22:39

    Научиться видеть и понимать живопись можно только в музее или выставочном зале перед реальным полотном.

    Не соглашусь с этим, качество картинки на современных девайсах позволяет с огромной точностью передать всю полноту красок, а программное обеспечение дает возможность рассмотреть все в мельчайших деталях, даже то, что не доступно глазу, находясь в музее, в непосредственной близости.

    +0
  • Леонид Вельский, 28 сентября, 22:37

    Появившиеся в последние годы представления о том, что эту проблему можно в полной мере решить, организовав «удаленный доступ» к культурным ценностям посредством сети Интернет, являются не более чем заблуждением.

    Тенденции современного общества диктуют такое правило, все общество в целом не может заблуждаться.

    +0
  • Анатолий, 27 сентября, 09:49

    Появившиеся в последние годы представления о том, что эту проблему можно в полной мере решить, организовав «удаленный доступ» к культурным ценностям посредством сети Интернет, являются не более чем заблуждением.

    А почему бы и нет?Это далеко не заблуждение.У некоторых нет возможности и времени,чтобы посещать культурные программы. Следует лучше расширить информацию в интернете про культурные ценности,сделать ее более качественной и главное доступной(бесплатной).Можно создать значительный сайт,где всё возможно было найти и посмотреть,и послушать.

    +1
  • Наталья Красавцева, 26 сентября, 21:29

    Также необходимо выработать и реализовать такие формы поддержки, которые позволят жителям малых и средних городов, сельских поселений посещать эти спектакли, концерты и выставки, получить возможность доступа к лучшим образцам профессионального искусства.

    Никаких форм поддержки выработать не получится.Можно жителям сельских поселений построить хотя бы небольшой минитеатр,миникинозал,чтоб какая-то культура у них на территории была.Задачей государственной культурной политики является как можно большее приобщение граждан к культурным ценностям.Проблемой служит не нежелание общества развиваться,а больше нехватки материальных средств,некоторым кушать нечего,а они будут на театр деньги тратить.

    +1
  • Элла, 26 сентября, 16:45

    Задача создания на пространстве нашей страны существенно большего числа качественных театральных, концертных, музейно-выставочных залов, организация активной гастрольной и выставочной деятельности, обеспеченной всеми необходимыми условиями и гарантиями, остается более чем актуальной.

    Эта задача безусловно актуальна,но она как была,так и будет всегда, продвижения никакого практически нет,все музеи,театры как создавались до нас,так ничего нового и не придумали.Вообще не понимаю для чего этот проект,ничего не изменится.

    +1
  • Элла, 26 сентября, 16:42

    Также необходимо выработать и реализовать такие формы поддержки, которые позволят жителям малых и средних городов, сельских поселений посещать эти спектакли, концерты и выставки, получить возможность доступа к лучшим образцам профессионального искусства. Благоприятная, комфортная культурная среда малых городов позволит снизить отток их населения, сделать жизнь в них привлекательной для молодых граждан.

    Какие именно формы поддержки будут выработаны, чтобы всем были доступны культурные ценности?Так как в лучших образцах профессионального искусства выступают известные актёры, и как правило, билеты на их представления очень дорогие, не думаю, что получится сделать цену доступной для всех. Для начала хотя бы по TV стали показывать трансляции спектаклей театров России.

    +1
  • Изменить редакцию 3-го абзаца части 8 раздела III на следующую:

    “Также необходимо выработать и реализовать такие формы поддержки, которые позволят жителям малых и средних городов, сельских поселений посещать эти спектакли, концерты и выставки, получить возможность доступа к лучшим образцам профессионального искусства. Благоприятная, комфортная культурная среда малых городов и поселений позволит снизить отток их населения, сделать жизнь в них привлекательной для молодых граждан.”

    +3
  • time, 18 сентября, 18:14

    Исходя из общих замечаний по проекту, высказанных 18 сентября предлагается следующая редакция части 8 главы 3.

    Одной из самых сложных для практического решения задач государственной культурной политики в России является преодоление территориального и социального неравенства граждан при реализации права на доступ к культурному наследию и участию в культурной деятельности.

    Далее по тексту

    Появившиеся в последние годы представления о том, что эту проблему можно в полной мере решить, организовав «удаленный доступ» к культурным ценностям посредством сети Интернет очень важна, но недостаточна. Научиться видеть и понимать живопись лучше в музее....

    и далее по тексту

    Задача создания на пространстве нашей страны качественных театральных, концертных, музейно-выставочных залов, организация гастрольной и выставочной деятельности, остается актуальной.

    Далее по тексту

    +1
  • Об одном важном механизме политики сказала И.А. Антонова (Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина с 1961 года по 2013 год) в ходе обсуждения на Общественном совете Минкультуры.

    «В опубликованном проекте Основ ГКП значится как задача ГКП «изменение подходов к региональному развитию и территориальному планированию с целью существенного повышения роли объектов культурного наследия…» (Глава III.1 Сохранение наследия). Как вариант изменения существующего подхода к региональному развитию предлагаю наново осмыслить и применить опыт первых 20 лет советской власти, когда в результате национализации была проведена огромная работа по перераспределению художественных ценностей, в результате которой было создано в регионах множество новых музеев.

    Сейчас о национализации говорить не приходится, но запасники крупных музеев переполнены, а в экспозициях оказываются лишь 2-5% хранимых экспонатов. И такое положение сложилось не только в России, но и в ведущих зарубежных музеях (Лувр, Прадо и других). Между тем, Д. С. Лихачёв ещё в 1989 году на I Съезде народных депутатов СССР говорил, что «надо устраивать на периферии постоянные выставки из наших запасников».

    Пополнение коллекций региональных музеев часто затруднено из-за их небольшого бюджета. Распределение художественных ценностей из запасников крупных музеев позволит пополнить коллекции региональных музеев временно или постоянно без необходимости трат на приобретение ценностей в собственность музея».

    Усиление экспозиции региональных музеев за счёт запасников крупных музеев повысит роль музеев, а значит, и качество региональных культурных сред. Но важно не только передавать, но и наладить настоящие потоки выездных выставок и экспозиций. Это потребует оборудования, транспорта, экспедиторов, страховых договоров, гостиничных услуг – такой «картинной логистики». За «культурным продуктом» на периферию потянутся профессионалы в сфере культуры – экскурсоводы, искусствоведы, администраторы, наверно, появится работа для реставраторов и других. Важно подкрепить все эти новые рабочие места из бюджетов областей, городов, которые примут новые потоки экспозиций.

    Возросшая доступность произведений искусств пробудит интерес у местных жителей. А возросший интерес увеличит спрос на произведения искусства, что привлечёт в регион людей творческих, художников. Всё это вместе повысит уровень локальной культурной среды в регионе, сделает регион более привлекательным для притока качественного «человеческого капитала».

    Пожалуй, этот механизм несколько шире предлагаемого проектом Основ ГКП «создания условий для развития культурно-познавательного туризма».

    +0
  • Полина Красовская, 27 июля, 16:12

    Как я понимаю Основы, будут сферы, идеи или ценности, в которых государство намеревается реализовать свои интересы напрямую, за бюджетные деньги, собственным решением и на свою ответственность.

    Во всех иных случаях, распределение господдержки должно делегироваться независимым организациям. Экспертные институты должны носить общественный, независимый от чиновников характер. В Европе это называется, если я правильно помню «принцип вытянутой руки».

    В дальнейшем, после завершения профинансированных проектов, информация о получивших поддержку произведениях, об оценке их критикой, о зрительской оценке, о рекомендовавших их экспертах должна быть широкодоступной. Эксперты, выбравшие поддержку того или иного проекта, должны быть известны персонально. Их успехи в усмотрении талантов, или, напротив, профессиональные ошибки, возможные конфликты интересов могут и должны становиться предметом оценки более широкой общественностью.

    Я бы предложила начать вести общероссийский Реестр экспертов с «кредитной историей» каждого эксперта, он постепенно станет механизмом положительной селекции …экспертов. Положение об экспертных советах должно предусмотреть ротацию по итогам успешности «проголосованных» ими проектов.

    Получателей господдержки предлагаю заносить в другой, тоже единый и открытый Реестр получателей бюджетных средств, меценатской помощи и грантов.

    Красовская Юлия

    +0
  • "Также необходимо выработать и реализовать такие формы поддержки, которые позволят жителям малых и средних городов, сельских поселений посещать эти спектакли, концерты и выставки, получить возможность доступа к лучшим образцам профессионального искусства. Благоприятная, комфортная культурная среда малых городов позволит снизить отток их населения, сделать жизнь в них привлекательной для молодых граждан."

    Действительно, и в первую очередь неблагоприятная обстановка устанавливается в силу отсутствия качественной и доступной инфраструктуры: парки, больницы, детские сады и школы.

    +0
  • Конечно личное общение с искусством ничем не заменить, но рассматривая просветительский аспект государственной культурной политики необходимо все же использовать меру расширения телевизионного и интернет-доступа к искусству на всей территории России. Проще говоря, на телевидении и в интернете должно быть больше спектаклей, классической музыки и просветительских передач о них.

    +2
  • Мария К., 28 июня, 20:30

    "формы поддержки, которые позволят жителям малых и средних городов, сельских поселений посещать эти спектакли, концерты и выставки, получить возможность доступа к лучшим образцам профессионального искусства". Очень интересно, какие конкретно имеются в виду формы поддержки? Музей им. Пушкина в Москве поднял цену за билет до 600 рублей. Пока мы придумываем формы поддержки жителям малых и средних городов.

    +0
  • Андрей, 24 июня, 17:04

    Не секрет, что в настоящее время наблюдается катастрофическое падение уровня культуры граждан. В настоящее время многие граждане не знают соседей не то, что по дому, а даже по этажу. Что же тогда говорить об истории своего края, или даже дома, в котором граждане проживают? Один из возможных вариантов решения данной проблемы-опубликование сведений об объектах культурного и археологического наследия в открытых источниках, включая сеть «Интернет" и на бумажных носителях, может пробудить интерес общества к истории и культуре своего края, сподвигнуть на изучение культурного наследия народов России. Создание единой информационной системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры; составление и публикация свода объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации должно стать одним из приоритетных направлений культурной политике России. Многие граждане, узнав из открытых источников о проведении рядом с ними археологических работ, захотели бы узнать побольше о проводимых работах, об истории своего края, области. Или даже принять в них участие. Также необходимо дать гражданам возможность самостоятельно производить археологические разведки с целью практического изучения истории своего края и выявления новых объектов культурного наследия. Но не всем желающим, а членам специальных общественных организаций (наподобие поисковых отрядов), с прохождением специальных курсов и сдаче отчета о проделанной работе. В условиях нехватки средств и времени у официальных археологов участие граждан в археологических разведках окажет неоценимую помощь археологической науке. В перспективе возможно проведение на местах проведения археологических работ экскурсий и наглядных уроков истории для учащихся образовательных учреждений, что поможет популяризации изучения культурного наследия народов России, повышению культурного уровня граждан Российской Федерации. Это не только обеспечит максимальную доступность граждан России к информации об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, но и окажет содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений; выравнивает возможности участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания. Поможет популяризации изучения культурного наследия народов России, а в перспективе-использованию культурного потенциала России для формирования положительного образа страны за рубежом, в том числе: развитию культурного сотрудничества с иностранными государствами, прежде всего с государствами - участниками СНГ; реализации проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, в том числе поддержка международных фестивалей и выставок, проходящих в регионах.

    +0
  • Ян Валле, 22 июня, 18:37

    Развитие технологий позволит обеспечить полноценный доступ граждан к культурным ценностям посредством мультимедиа в ближайшие 3-4 года. Уже сейчас качество воспроизведения цифровой копии приближается к оригиналу: большие экраны сверхвысокого разрешения, качественные акустические системы, широкополосные каналы для передачи мультимедиа. Имеет смысл потратить гос средства на создание механизма управления высококачественными цифровыми копиями, для соблюдения авторских прав, а также для развития электронной торговли произведениями искусства.

    +0
  • Дмитрий, 5 июня, 08:03

    "доступ к культурным ценностям" "контакт человека с произведением искусства"

    Произведения искусства - это культурная ценность? Нет!

    Что такое искусство? ИсКусСТВО - это знак ИсКуса (например: он прошёл трудный искус)(искусить, искушать).

    Что такое искус? ИсКус - это просвещающий кус (кусать).

    Что происходит когда кусают? Происходит проверка на то, что расколится, а что нет.

    Искусство может быть разным и связанное с проверкой с какой-то информацией (формами).

    КультУРа - это культ у РА - это культ у света - это светлый культ.

    Знание - это свет, а отсутствие знания - это тьма.

    Поэтому, когда речь идёт о культуре, то речь идёт о ПроСвещении(ПроСвет)(ПроСветлении).

    В искусстве нет элементов просветления. Просветление приходит после искуса. Но чтобы пройти искус, то нужны информация, разумения, умения.

    Итог:

    - нужно дать определение искусству(искусу);

    - редко современное искусство является искусом;

    - дать определение что такое культура (культура - это культ у света - это светлый культ - это информация, которая, при её использовании, ведёт к ПроСветлению);

    - культурные деятели - это практическое пользование культуры и это должен быть каждый человек.

    +0
Цитировать